Яндекс.Метрика
bb

Рисунок обманка в художественной живописи

В мире изобразительного искусства существует удивительный технический прием называемый Тромплей (от французского «rompe-l'œil», обман зрения»). Прием позволяет окунутся в мир иллюзии, пофантазировать, а порой, найти даже тайные знаки на полотнах или стенах, на которых творил художник. Рисунок-обманка как прием в искусстве существует уже очень давно. Когда художники начали понимать законы перспективы, живописцы начали рисовать стены и своды таким образом, что порой создавалась иллюзия трехмерного изображения, хотя на самом деле это не так и художники творили на абсолютно ровных поверхностях. Рисунок обманка применяется в архитектуре, графике, интерьерной и монументальной живописи. Иллюзорное изображение в интерьере позволяет визуально расширить пространство, добавить деталей которых возможно в реальности не существует. Таким образом, пространство наполняется объемом, за счет чего обостряются чувства зрителя. Такая живопись на стенах притягивает желанием потрогать, перешагнуть из одной реальности в реальность воображаемую.


Невозможно представить искусство иллюзорного обмана, без гениального испанского художника Сальвадора Дали или бельгийского Рене Магритта. Художники создавали картины-парадоксы, так называемые «дваевзоры». Сюжет рисунков настолько нереальный, что наблюдатель видит существование нескольких образов по отдельности и эти же образы являются неотъемлемой частью всего сюжета. Самая большая коллекция картин Сальвадора Дали в городе Фигерасе, в Каталонии. Посмотрите картину "Рынок рабов с исчезающим бюстом Вальтера", написанную в 1940. Отдаляясь или приближаясь к картине, вы увидите два совершенно разных изображения.

Оптические эффекты вышли за рамки холстов и помогают творить современным художникам, которые рисуют свои произведения на стенах домов или асфальте, создавая 3D изображения. Пытаясь «обмануть» зрение и добиться нужного восприятия, мастера жанра превращают улицы городов в яркий калейдоскоп, где реальность уходит иногда в из-под ног. И это может быть правдой, если вы стоите над нарисованной пропастью.

Скорее нельзя расценивать рисунок-обманка, как гиперреалистическое искусство.В таких изображениях очень тонкая грань между условностью изображения и иллюзией, игрой, фантазией зрителя. Призрачные силуэты, завуалированные в контурах, не раскрывают себя, в таких художественных произведениях заложен скрытый смысл. Вроде ты смотришь на картину и видишь букет фиалок, перевязанный веревкой, но автор таким образом рассказывает целую историю, историю пристрастия Жозефины к фиалетовому цветку и Наполеона который был женат второй раз на Марии-Луизе, единственной подарившей ему сына.На картине спрятаны все три профиля.
Фотография картины  «Фиалки» автора Ж.Д.Э. Каню, которую можно увидеть в коллекции Британского музея.